Насколько реально редактирование материалов в 4K/ultra HD? По мнению Эла Муни, менеджера компании Adobe по продуктам для редактирования видео, более чем реально. «Разумеется, редактирование такого материала возможно», сказал он. «Например, такой крупный проект, как фильм «Исчезнувшая», был полностью реализован в 4К, и реализован успешно».
Не каждому проекту доступен бюджет голливудского блокбастера – фильм «Исчезнувшая» обошелся в 50 миллионов долларов. Формат 4К еще не стал обычным для телевидения. UHDTV-телевизоры массово рекламируются и продаются, поэтому вопрос повсеместного распространения бытовых 4К-устройств – всего лишь вопрос времени.
Онлайн-издание TV Technology решило проверить, насколько инструменты для нелинейного монтажа видео готовы к этому формату.
Размер кадра не играет роли
Муни утверждает, что пакет Adobe Premiere Pro готов к работе с 4К с момента выпуска 64-битной Creative Suite 5 с ее движком Mercury Playback. «Хотя 4К уже поддерживался Creative Suite 4, весь спектр возможностей обработки этого формата был реализован с выходом CS5», сказал Муни. «Возможности Premiere Pro не ограничены размером кадра – программа может обрабатывать и 10К». Последние версии программного пакета используют возможности графических ускорителей и файлы, записанные устройствами, использующими фильтр Байера, что «резко улучшило производительность».
В то же время, отметил Муни, на японском рынке уже есть запрос на формат 8K 60p. «Динамический диапазон, цветовое пространство и разрешение становятся больше и больше. Мы всегда будем инвестировать в разработку новых технологий, чтобы оставаться лучшими».
Эволюция решений
Avid Media Access может захватывать материал в 4К, сказал Дэвид Колоантуони, старший директор по управлению продуктами Avid. «Так как формат 4К все еще в процессе распространения, мы используем подходы, которые позволят нам адаптироваться к этим изменениям. Наша линейка продуктов ISIS способна воспроизводить материал в 4К».
Целью является эволюционное развитие продуктов Avid параллельно развитию 4K/UltraHD-технологий. «Мы хотим добиться создания беспрерывного процесса, не зависящего от разрешения. Процесса, который позволит захватывать материал любого формата программой Media Composer, воспроизводить и редактировать его», сказал Колоантуони.
Серьезный вызов
Майкл Брайант, директор по маркетингу и продакт-менеджер Vegas Pro, утверждает, что программный пакет Vegas Pro поддерживает формат 4К уже четыре года. «Мы поддерживаем R3D-файлы камеры RED и два типа файлов XAVC», сказал он. «Количество файлов, которые необходимо пересылать, ощутимо возросло; для работы с ними вам нужен мощный компьютер и SSD-носители».
Брайант прогнозирует, что спортивные и вечерние шоу перейдут на 4К так же, как они в свое время эволюционировали в HD. Но он предупреждает, что на успешный повсеместный запуск 4K/UltraHD потребуется немало времени и усилий. «Потоковое вещание в 4К это серьезный вызов», сказал он. «На сегодняшний день самый простой способ доставки 4К-контента к пользователю – диск с данными. Используя Vegas Pro, вы можете запустить скрипт, который автоматизирует процесс создания MPEG-файла, AVC-файла для Blu-Ray и заархивирует его как 4К-файл на будущее».
Большой шаг вперед
Согласно заявлению Мэтта Сэндфорда, продакт-менеджера компании EditShare, программный пакет Lightworks в скором времени будет в состоянии обрабатывать 4К-контент. «Мы намереваемся выпустить 12 версию продукта, которая станет большим шагом вперед. Это будет совершенно новая система, работающая в окружении Windows, Linux и Mac. В настоящее время мы поддерживаем материал, снятый камерой RED, включая 5K, и файлы ProRes 4K. Мы пока не поддерживаем вывод файлов в 4К, но эта поддержка в скором времени появится».
Сэндфорд сказал, что среди клиентов его компании есть запрос на 4К. «Никто не ведет сейчас вещание в 4К, и редактирование материала в этом формате может быть сложным, если у вас нет крупного центрального хранилища. Многие снимают в 4К, но не занимаются дистрибуцией в этом формате».
Редактирование материала в 4К возможно на новом MacPro с двумя графическими ускорителями. Благодаря этой технологии реализована обработка контента в реальном времени, включая обработку нескольких слоев эффектов. Использование кодека ProRes в программе Final Cut Pro X позволяет вести работу в DCI, Ultra HD и любом другом стандарте 4К. Обработка материала в режиме реального времени на новом MacBook Pro возможна благодаря приему, который компания Apple называет «динамическим масштабированием».
С момента повсеместного внедрения стандарта HD редакторы работали с прокси-картинками, связанными с исходным материалом в полном разрешении. Формат UltraHD/4K ощутимо повышает требования к пропускной способности канала и емкости хранилища. Несмотря на это, метод удаленного видеомонтажа вряд ли исчезнет в ближайшем будущем.
«4К как формат съемки наделен рядом преимуществ, в особенности для дистрибуции», сказал Стив Кохен, редактор сериала «Мост» и автор книги «Avid Agility». «Но этот формат пока не принят теми, кто редактирует телевизионный материал – мы все еще используем сочетание оффлайновой и онлайновой обработки файлов. В этом окружении 4К пока не может предложить что-либо существенное – требуются большие ресурсы для монтажа такого материала».
Другими словами, несмотря на то, что камеры, компьютеры и программное обеспечение для нелинейного монтажа готовы к работе с 4K/Ultra HD, пропускной способности каналов и емкости хранилищ пока еще недостаточно. Настоящий видеомонтаж в 4К еще не начался.