Вспомните, сколько видео и фотографий лежит в ваших смартфонах? Сотни и тысячи файлов ненужного хлама, который даже лень разобрать. Google Фото, Dropbox, Mail.ru, iCloud — все эти облачные хранилища ломятся от «шедевров». Смартфоны сделали нас трусливыми лентяями. Может хватит снимать пулеметными очередями все, что кажется нам интересным? Может пора попробовать снять что-то действительно красивое, что не стыдно показать друзьям или в конце концов посмотреть самому через пару лет? Прочитав наш рассказ о том, как снять видео на смартфон вы поймете, что это вовсе не сложно!
Давайте представим, что мы собираемся в отпуск в какой-нибудь красивый город. Мы хотим сделать кучу классных фотографий и видео. Как фотографировать так, чтобы потом не было обидно за бесцельно потраченное время мы рассказывали в отдельной статье. Обязательно прочитайте ее потом, а сейчас наша цель — классное видео. Не просто куча бесполезных фрагментов с едой, водой, представлениями и архитектурой, а цельный и продуманный отрывок вашей жизни. Давайте назовем этот ролик фильмом. Для того, чтобы сделать отличный фильм, вам нужно знать всего 10 вещей.
1. Расслабьтесь и получайте удовольствие
Расслабьтесь и прекратите вытаскивать смартфон каждые две минуты. Где бы вы не находились, на свадьбе, в путешествии или высоко в горах, лучше иметь 5-6 классных фотографий и видео чем 200 непонятных файлов, которые вы никогда не используете. Уделяйте больше времени самому мероприятию, наслаждайтесь поездкой и не дергайтесь. Представьте, что вы фотограф, и подходите к съемке каждого кадра или видео обдуманно.
2. Работайте головой
Теперь, когда вы успокоились, пора сделать одну очень важную вещь — придумать, что снимаем. Любые, даже кажущиеся полнейшим экспромтом ролики были хорошо подготовлены. В вашем случае подготовка — это идея. Когда вы знаете, что именно снимаете, делать это становится значительно проще. Например, вы приехали в новый город и хотите в своем фильме передать его настроение, архитектуру, людей и какие-то красивые и особенные места. Можно сделать небольшой 5-минутный фильм с красивой музыкой на фоне. Ваша задача стать не только оператором, но и режиссером и сценаристом. Придумайте основную идею, манеру подачи и какие-нибудь фишки. Предположим, что это будет неторопливое видео, в котором плавно сменяются кадры, показывающие город, его людей, архитектуру и закат в конце. Понимая, что именно вы хотите снять, вы будете делать больше осознанных кадров.
3. Не шевелитесь!
Лучше снять 5-6 статичных роликов по 20 секунд с разных ракурсов, чем один длинный с постоянным движением камеры. Во время монтажа у вас будет больше простора для построения правильной истории, что позволит сделать фильм интереснее. Запомните — держим «камеру» в одном направлении и снимаем неподвижно секунд 10-20. Таким образом вы получите несколько десятков статичных планов, которые проще собрать в один логичный и интересный фильм. Но если нужно непременно показать движение камеры, например, сделать проводку за автомобилем или охватить все здание по вертикали, то двигайте камеру очень плавно и лучше держать смартфон на селфи-палке или компактном и гибком штативе гориллаподе. Помните, что любое движение должно быть осмыслено, и вы должны четко понимать какой план будет до этого движения, а какой после. Это сильно упросит вам жизнь, когда вы будете собирать все эти ролики в один фильм.
4. Оборудование
На самом деле вы можете легко обойтись без любого оборудования, используя лишь подручные средства. Но лучше прикупить маленький штатив для смартфона. Дело в том, что руки очень сильно передают тряску на смартфон. В результате на видео появляется «шевеленка». Встроенные стабилизаторы способны с ней справиться, но результат зачастую сопровождается желеобразностью картинки. Поэтому лучше, если смартфон будет не в руках, а закреплен, например, на селфи-палку или маленький и гибкий штатив. Это единственное приспособление, которое вам действительно понадобится. Лучшим выбором для путешествий будет селфи палка-штатив Xiaomi Selfie Stick Remote. Он объединяет в себе и очень компактный штатив и селфи-палку. Нет, мы не призываем вас делать себяшки, просто держать камеру на моноподе проще, а это иногда единственный вариант, чтобы что-то снять. Ну а режим штатива пригодится для таймлапсов.
5. Таймлапс и слоу-мо
Два этих приема выполнить в состоянии большинство смартфонов. Таймлапс отлично подойдет для съемки закатов или рассветов, для того, чтобы показать весь ваш путь от точки А до точки Б и не растягивать видео. Таймлапс — это ускоренное видео. Для таймлапса лучше всего использовать штатив, но об этом мы уже упомянули выше. Со слоу-мо чуточку сложнее. Замедленные кадры помогут сделать картинку выразительнее, донести до зрителя определенные эмоции и подчеркнуть настроение. Слоу-мо позволяет сконцентрировать внимание на движении или объекте. Используйте два этих приема для того, чтобы сделать ваш фильм выразительнее. Если ваш смартфон не поддерживает слоу-мо, то возможно он умеет снимать видео при 60 кадрах в секунду. Такое видео можно замедлить в два раза во время монтажа и не потерять в качестве. Если пытаться программно замедлить обычное видео, снятое в 30 или 25 кадров в секунду, то вы получите рывки, поэтому не забудьте включить «60 fps» в настройках камеры.
6. И был свет…
Свет очень важен. Если вы хотите получить эффектные кадры с красивым светом, то старайтесь снимать утром и вечером, в так называемое режимное время. Именно на рассвете и закате свет очень мягкий и дает красивые рисующие тени. Но помните, что в вашем фильме должна быть какая-то логика. Прыжки из ночных планов в дневные и обратно, если это не обусловлено сюжетом, вам не нужны. Поэтому заранее продумывайте утренние, вечерние и дневные кадры. Снимать днем, когда солнце в зените, нужно осторожно. При таком освещении съемка на улице не рекомендуется. На лицах будут резкие тени, будут видны все дефекты кожи, у вас будет либо пересвет на небе, либо очень темные объекты в тени. Зато днем получаются хорошие кадры в помещении. Интересный прием: когда вы снимаете человека у окна, установите экспозицию по свету в окне, простыми словами тапом фокусируете на том, что в окошке, и получаете темный силуэт с явно различимыми объектами на улице.
7. Работайте ножками или крупный план
Не у всех смартфонов есть двойная камера с телевиком, то есть линзой с длинным фокусным расстоянием. Поэтому часто приходится работать ножками. Не ленитесь сделать пару шагов в перед или назад. Не снимайте сразу. Пристреляйтесь, выберите лучший ракурс по свету, по композиции и только потом снимайте. Используйте крупные планы. Они очень хорошо разбавят обилие общих планов, которых у вас вероятнее всего будет очень много. К тому же, крупные планы хорошо передают объем. Крупняком можно снимать людей, если они это позволят, цветы, деревья, части зданий, памятников. Отличный прием для подчеркивания глубины и объема, когда небольшая часть кадра занимает очень близко расположенный объект, в то же время основной объект съемки, человек или какое пространство, находятся значительно дальше. Таким образом можно легко добиться эффекта глубины.
8. Золотое сечение
Держите главные объекты съемки в золотом сечении. Главный смысл в том, чтобы объект находился не в центре, а на пересечении воображаемых линий — в так называемых точках силы. Во многих смартфонах есть возможность включить сетку, которая представляет из себя две вертикальные и две горизонтальные линии. Объекты расположенные в точках силы более акцентированы, они притягивают взгляд и источают энергию. Если в вашей композиции есть только один объект, то его лучше всего располагать с левой стороны. Это объясняется привычкой человека осматривать объекты, равно, как и читать слева направо. Но если в кадре находятся сразу несколько объектов, то главный, тот что необходимо показать и подчеркнуть, нужно располагать в правой нижней части. Все эти правила всегда условны и исходить нужно из собственных ощущений, от того как вы видите свою композицию, но пренебрегать правилом третей лучше не стоит.
9. Приложения для монтажа
Отвечая на вопрос о том, как снять видео на смартфон, съемкой все дело не заканчивается. После съемок у вас накопится пара десятков видеороликов, которые нужно объединить в один фильм. Процесс их объединения и называется монтажом. Его лучше всего осуществлять на ноутбуке или компьютере. Но даже на смартфоне или планшете можно собрать свой фильм без особых сложностей. Приложений для монтажа и обработки видео на смартфоне очень много. У всех них есть пара маленьких деталей, которые могут неприятно удивить: водяные знаки с названием приложения в нижнем углу и невозможность сохранения конечного видео в хорошем качестве. Убрать знак и улучшить качество можно, заплатив определенную сумму.
Если делать этого не хочется, то можно использовать полностью бесплатные приложения, например, Adobe Clip или Quik. Clip — это продукт известной Adobe, той самой, что придумала Premier и After Effects. В Adobe Clip достаточно настроек, которые помогут объединить отснятые видео в логичный фильм прямо на смартфоне.
А вот Quik — это детище GoPro. У этой компании точно все в порядке с производством видео, и там знают, как сделать действительно привлекательный ролик. По сути Quik делает все за вас — просто загрузите отснятый материал в правильном порядке и приложение само выберет эффекты переходов и наложит музыку. Все это можно отредактировать или полностью переделать. Для владельцев iPad и iPhone одно из лучших приложений это iMovie. Оно позволяет легко и удобно редактировать материал, добавлять музыкальный фон, переходы, титры, фильтры для картинки и многое другое. Не важно, какой программой вы будете пользоваться, гораздо важнее уделить немного времени для ее изучения и тогда результат вас удивит.
10. Эффектное появление
Ну и в конце концов, когда вы уже все сняли, собрали все свои видео в один фильм, неплохо бы придать ему киношный вид. Для этого есть два приема. Использовать каше (фр. cacher — прятать, заслонять) — это черные полосы сверху и снизу кадра. Обычно таким образом подгоняется кинотеатральный формат 21:9 до обычного ТВ-формата 16:9. Но часто каше используют для придания определенного кино-эффекта. Ну а самый главный прием — это покраска. Используйте встроенные фильтры редакторов или попробуйте покрасить фильм сами, сделав акцент на красных, синих или зеленых оттенках. Посмотрите как «покрашены» ваши любимые фильмы или сериалы, посмотрите, как это делают другие люди на YouTube.
Выводы
Может быть крутым оператором или режиссером вы не станете, но следуя шагам, описанным выше, вы точно сможете снять видео на смартфон, которое потом не будет стыдно показать другим или выложить в Instagram и на YouTube. А возможно вы станете крутым YouTube блогером, или просто сделаете классный фильм о своем отдыхе. Мы могли бы рассказать вам про то, как снимать почти профессиональные кадры при помощи стабилизаторов и таких приложений, как Filmic Pro, но это уже совсем другая история.