Студия "Исполин-Видео"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Студия "Исполин-Видео" » Восстановление кинопленки » Способ очистки поверхности кинопленок перед реставрацией


Способ очистки поверхности кинопленок перед реставрацией

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Изобретение относится к способам очистки кинопленок, имеющих повреждения поверхности от загрязнений, неизбежно возникающих в процессе эксплуатации фильма, перед реставрацией - «залечиванием» мест повреждений. Очистку кинопленки от загрязнений осуществляют путем введения в промывной органический растворитель 0,2±0,05 масc.% фуллерена С60 или С70. Предлагаемый способ позволяет использовать органические растворители, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду и организм человека, а также производить очистку поверхности пленки от загрязнений без дополнительного энергетического воздействия и с сохранением качества пленки. 6 пр.

Изобретение относится к способам очистки кинопленок, имеющих повреждение поверхности, царапины, перед реставрацией - «залечиванием» мест повреждений.

Хорошо известно, что кинопродукция в период ее консервации и хранения подвергается ряду технологических обработок, в числе которых наиболее ответственной является реставрация поверхности пленок. Поверхность находившихся в эксплуатации пленок, как правило, имеет значительное количество мест загрязнения, царапины, а также царапины, заполненные загрязняющими частицами. Последние представляют собой разнородную пыль, оседающую под действием сил тяжести и притяжения электростатическим зарядом поверхности полимера, а также смазочных материалов, используемых в механизмах кинопроекторов и перемоточных устройств. Загрязнения проникают в глубину царапин и собираются в них различными, иногда значительными энергиями адсорбции.

Таким образом, пленки перед «залечиванием» ущербных мест должны быть хорошо отмыты от загрязнений.

Широко известно применение для очистки поверхности кинопленок органических хлорсодержащих растворителей, таких как перхлорэтилен и 1,1,1-трихлорэтан. Недостатком их использования является высокая токсичность и оказание негативного воздействия на организм человека даже в малых дозах. Фирма 3М разработала и запатентовала альтернативную хлорсодержащим растворителям жидкость Novec® 8200 на основе гидрофторэфира. Однако галогенированные соединения являются опасными с точки сохранности верхних слоев атмосферы; например, в холодильниках и спреях, как хорошо известно, они заменены на новые виды хладоагентов. Кроме того, некоторые из них являются канцерогенами, загрязняющими воздух веществами.

Вместе с тем описанным способам очистки следует противопоставить еще и следующее очевидное возражение. Молекулы органического растворителя смоют грязь с поверхности пленки, но они без дополнительного энергетического воздействия - механического акустического и др. - не смогут десорбировать загрязняющие вещества из царапин; дополнительное энергетическое воздействие будет содействовать разрушению конструкции пленки.

Отметим также, что использование для снятия загрязнений поверхностно-активных (в случае использования воды) или дифильных веществ в органических растворителях также недопустимо в связи с возможностью отслаивания фотоэмульсионного слоя.

Нами установлен довольно неожиданный эффект: если в промывной органический негалогенсодержащий растворитель, например широко применяемый растворитель Р-4 (Дринберг С.А., Ицко Э.Ф. Растворители для лакокрасочных материалов: Справочное пособие. - СПб.: Химиздат, 2003. - 214 с.), ввести 0,2±0,05 мас.% нанотел в виде фуллеренов С60 или С70, придающих моющей композиции сходные с упомянутыми выше донорно-акцепторные свойства, то загрязнения из царапин легко удаляются при мягком способе промывке - окунанием или тампоном. При этом фуллерены, использованные в столь ничтожном количестве, практически никак не влияют на отсвечивание пленки.

В качестве объектов исследования были выбраны фрагменты пленок на основе полиэтилентерефталата с царапинами. Сравнительное изучение полноты снятия загрязнения проводили следующим образом: пленки (фрагменты) очищались легким протиранием марлевым тампоном, смоченным растворителем Р-4, состоящим из смеси толуола (более 40%), бутилацетата (более 30%) и ацетона (20%), а также таким же растворителем, в котором были растворены фуллерены С60 или С70. Заметим, что различий в эффективности действия С60 и С70 не наблюдалось. На промытую и высушенную пленку наносили тонкий слой 10% раствора метилметакрилата, бутилакрилата и ацетиловой кислоты в растворителе Р-4. Пленку высушивали при комнатной температуре и визуально определяли, видны ли места царапин.

Пример 1 (контрольный)

Пленку с царапинами промыли тампоном с растворителем Р-4, просушили при комнатной температуре в течение 3 часов. На пленку мягкой кистью нанесли 10% акрилатного сополимера. Высушили при комнатной температуре 3 часа. Отлипания нанесенного слоя нет. Царапины хорошо видны.

Пример 2 (контрольный)

Как в примере 1, но после однократной промывки растворителем дополнительно еще раз промыли тампоном, смоченным Р-4. Результат тот же, что и в примере 1.

Пример 3

Как в примере 1, но после однократной промывки растворителем вторую промывку провели раствором фуллерена в Р-4 с концентрацией фуллерена С60 0,15±0,025 мас.%. Остальное - так же, как в примере 1. Царапины едва заметны.

Пример 4

Как в примере 3, но концентрация фуллерена С60 0,20±0,05%. Царапины не заметны даже через лупу.

Пример 5

Как в примере 1, но промывку растворителем не проводили. Один раз промыли тампоном, намоченным в растворе фуллерена С60. Царапины не видны даже через лупу.

Пример 6

Как в примере 5, но использован фуллерен С70. Результат тот же, что и в примере 5.

Способ очистки поверхности кинопленок перед реставрацией с использованием органического растворителя, отличающийся тем, что в растворитель вводят 0,20±0,05 масс.% фуллерена С60 или С70.

http://www.findpatent.ru/patent/255/2555482.html
© FindPatent.ru - патентный поиск, 2012-2015

0

2

Cохранение архивных киноматериалов на триацетатной пленке (2005)

Публикация о проблеме сохранности архивных киноматериалов в журнале Image Technology вышла под заголовком «Винный уксус съедает наше наследие». Действительно, судьба ценных архивных киноматериалов на триацетатной кинопленке не может не волновать всех, кому небезразлична наша история.

Когда была разработана целлулоидная триацетатная основа для кинопленок и магнитных лент, считалось, что этот новый материал будет вечным. Однако время показало, что триацетатная основа стареет и разрушается даже быстрее, чем ранее использовавшаяся нитратная основа.

Исследования, проведенные компанией Kodak, показали, что когда триацетатная кинопленка начинает стареть, ионы ацетата вступают в реакцию с парами воды, содержащимися в воздухе, в результате чего создается уксусная кислота, имеющая характерный запах винного уксуса. 1000-футовый рулон 35-мм кинопленки или магнитной ленты может «произвести» 250(!) чайных ложек столового уксуса. Старение кинопленки, когда оно уже началось, протекает со все возрастающей скоростью, и полностью остановить его невозможно. Оптимизируя условия хранения, можно лишь слегка замедлить этот процесс. Кислота, воздействуя на основу кинопленки, приводит к ее усадке. Как следствие, уменьшается шаг между перфорациями, кинопленка становится короче, уже и деформируется, и в таком состоянии ее невозможно воспроизвести на обычном оборудовании.

Компания SONDOR в кооперации с CHACE (Калифорния, США), лидером в области сохранения и реставрации фонограмм, тщательно исследовала все аспекты этого процесса повреждения кинопленки, в результате чего был разработан метод воспроизведения фонограмм с качеством исходного оригинала. Пока эмульсия в зоне оптической дорожки и магнитный слой в зоне магнитной дорожки еще не отделяются от основы, идеального воспроизведения можно добиться чисто механическими средствами, с минимальными затратами. Если же время упущено, и произошло отслоение, требуется цифровая реставрация, и стоимость восстановления фонограммы возрастает в 10 и более раз.

Тестирование текущего состояния кинопленки осуществляется достаточно просто. Легкий запах уксусной кислоты говорит о том, что скоро потребуется реставрация. Сильный запах указывает, что необходимо принимать срочные меры, в первую очередь проверить адгезию эмульсии к основе. При удовлетворительном состоянии кинопленки нужно скопировать ее как можно скорее.

Для магнитной и оптической звуковых дорожек компания SONDOR совместно со своим партнером, компанией CHACE разработала специальные инструментальные средства, которые используются во всем мире для решения проблем сильной усадки (до 4%) и коробления кинопленки и магнитной ленты.
Усадка

При уменьшении длины кинопленки для воспроизведения фонограммы требуется устройство с трактом в форме Ω-петли и приводом посредством зубчатого барабана. Этому требованию удовлетворяют модели SONDOR OMA. Устройства с приводом посредством ведущего вала для целей реставрации непригодны, поскольку могут возникнуть проблемы скорости и синхронизации. Последствия усадки корректируются с помощью специального зубчатого барабана CHACE с уменьшенными шагом зубьев и диаметром. Хотя кинопленка становится короче и уменьшается шаг перфорации, число зубьев приводного барабана остается неизменным. Таким образом, синхронизация не нарушается.

Далее, вследствие усадки изменяется ширина кинопленки. При 3% усадке ширина кинопленки уменьшается на 1,05 мм. Принимая во внимание, что одна оптическая стереодорожка имеет ширину всего 0,97 мм, необходимо провести измерения сдвига звуковой дорожки, чтобы скорректировать ее положение относительно считывающей головки.

В новых звуковых оптических головках Sondor используются светодиоды белого и красного свечения (для стерео- и монофонограммы) и обводной ролик для правильного позиционирования кинопленки по опорному краю, независимо от ширины кинопленки. Положение рабочего зазора и наклон (азимут) легко регулируются; маркированные шкалы позволяют быстро находить и сохранять оптимальное положение.
Коробление

Для воспроизведения магнитной фонограммы магнитная дорожка должна быть точно позиционирована относительно зазора воспроизводящей головки по всей длине и ширине. Это означает, что использование обычного воспроизводящего устройства для считывания фонограммы на коробленой магнитной ленте или кинопленке невозможно.

В последней модели установки для реставрации фонограмм Sondor OMA E CHACE используются два метода регулировки натяжения кинопленки:

    При формировании рулона увеличение и уменьшение натяжения достигается с помощью цифровой электронной системы.
    Вблизи головок используется независимая механическая система натяжения.

Кроме того, блоки головок Sondor CHACE оснащены прецизионными прижимными роликами, причем для каждой дорожки используется отдельный ролик, установленный в высокоточных часовых подшипниках.

0


Вы здесь » Студия "Исполин-Видео" » Восстановление кинопленки » Способ очистки поверхности кинопленок перед реставрацией